» » » Об истории детской колыбели и люльки

Популярные товары

Опрос

Нравится ли новый дизайн магазина?
  • Отлично
    Хорошо
    Неплохо
    Пойдет
    Ужас

Реклама

Об истории детской колыбели и люльки

Об истории детской колыбели и люльки

Поздней темной ночью чуть слышно и с удивлением поскрипывала половица, вслушиваясь в тихий шепот Большой кровати, рассказывающей сказку Колыбельке. - Давным-давно, во времена, когда не было ни тебя, ни меня, ни наших хозяев, а люди ходили не в одеждах, а в звериных шкурах, спать они ложились на подстилки, которые сооружали из веток деревьев, обычно - хвойных. Часто в качестве одеяла, например у индейцев Огненной Земли, использовались шкуры. А в тропических странах одеялами не пользовались, а спали голыми в древесной золе, чтобы защититься от насекомых. Первыми кроватями считаются земляные насыпи, на которых спали вожди племени. "Подушкой" им мог служить обрубок дерева, а позднее - специальные подголовные скамейки с орнаментом.

В Древней Греции и Риме кровати-троны служили не только постелью для богатых аристократов, но и лежаком на многочисленных и многословных празднествах. Тогда было принято принимать пищу и гостей полулежа. Разумеется, люди не состоятельные спали по старинке, на шкурах и подстилках.

В средние века кровать на высоких ножках с балдахином стала настойчивой необходимостью по той простой причине, что огромные залы каменных замков не прогревались, людям просто было холодно.

На Руси кровати появились в начале XVII века. А широкое распространение они получили при Петре Первом. Царь-новатор ратовал не только за европейское платье, но и за европейское обустройство жилья. Поэтому у многих придворных в домах появились кровати.

Царская "перестройка" никак не затронула крестьянские семьи. Там, как и раньше, продолжали спать на полатях - высоко расположенных деревянных настилах. Было еще одно место для сна - русская печь, которая в течение всей ночи сохраняла свое тепло и грела лежащих. Это был самый уютный уголок в доме, поэтому он отдавался старикам, больным и малолетним детям. Взрослым и здоровым людям предписано было спать на полатях. Во многих крестьянских семьях такой уклад сохранился вплоть до ХХ века.

Что до семей купеческих, то тут тоже царил строго определенный уклад. В спальне находился стандартный набор предметов, начиная с кровати и заканчивая горкой, где хранилась посуда, а также неизменный серебряный самовар.

Обстановка спальни являлась приданым жены. Ее родителям дороже всего обходилась именно кровать. Она была огромной, с пышной периной и множеством подушек, которые тщательно взбивались и укладывались одна на другую. Перьевая перина вызывала лишь презрение. Можно даже сказать - позорила семью невесты. В цене был пух. Поэтому мать готовила приданое для дочки чуть ли не сразу после ее рождения.

Этой же причиной - защитой от холода - объясняют способ подвешивания детских колыбелей к потолку. Хотя до сих пор мистически настроенные жители отдаленных районов Сибири утверждают, что таким образом ребенок защищен от влияния злых земных сил.

Детская колыбель и люлька

Люлька - зыбка

Легкая зыбка (кузовок), люлька плетеная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп - это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матице. Иногда колыбель представляла собой пяльцы, обшитые холстом и привешенные за углы на веревках. В городской местности часто заказывали люльку мастеру только с хорошей репутацией и добрым сердцем, так как работа мастера сопровождалась молитвами, приговорами.

Напольная люлька "ванька-встанька"

А в народном обиходе города встречалась другая форма люльки - напольная, которая качалась по принципу " ваньки-встаньки".

У некоторых народностей Северного Кавказа кроватка создавалась из дерева и четко по размеру родившегося ребенка. С возрастом ребенка увеличивался размер кроватки, но она всегда имела объем для туго спеленатого малыша, что иногда служило плохой " помощью" для детей, предрасположенных к некоторым заболеваниям опорно-двигательного аппарата, (например, для детей с врожденным вывихом бедра).

Интересны сохранившиеся предания народов Сибири: согласно верованиям хантов мифологический предок спустил перво - человека с неба в узорчатой колыбели на золотой цепи. В образе люльки воплощена мощь богинь-матерей, бесконечно возрождающих все живое. Колыбель на золотой цепи остается нитью, связывающей легендарного предка с ныне живущими людьми. Каждая, даже самая незатейливая на вид, деревянная или берестяная зыбка - ее подобие. В каждом колыбельном обряде отзывается миф о перворождении. Каждый младенец повторяет путь пращура, впервые оглядывая мир из раскачивающейся, подвешенной к шесту чума люльки.

По хантыйской легенде маленькая девочка нашла однажды хвост оленухи. Играя, уложила его в зыбку и принялась качать. Так она оживила и вынянчила Ур-акем Ики - могущественного духа-покровителя оленей.

Около года "жилищем" младенцу служит люлька, точнее две - дневная и ночная. В первой он видит свет, во второй - темноту; в первой он больше играет, во второй - спит. На спинке дневной и у изголовья ночной люльки изображена тетерка - олэм - птица сна. Это одна из 4 (у девочек) или 5 (у мальчиков) душ, которая приходит из леса, а со смертью человека вновь возвращается в лес. По ночам она покидает тело и, блуждая, вызывает сновидения.

До появления зубов и имянаречения младенческая плоть является предметом вожделения всевозможной нечисти. Ее стремятся захватить духи леса, воды, преисподней. Без люльки ребенок беззащитен. Его нельзя класть на голый пол или землю, иначе в него немедленно проникнут нижние духи. Для отпугивания нечисти ханты кладут в зыбку нож, точильный камень и спички. Манси добавляют к этому кусок хрусталя - "чистого камня". Крещеные ханты и манси иногда вырезают на спинке люльки крест. Младенца способны охранить собака и горящий в очаге огонь. И все же опасности подстерегают его повсюду, особенно за пределами дома и вблизи порога. Выносить колыбель из дома и заносить ее полагается не иначе как спинкой (головой) вперед. Не следует передавать люльку с ребенком через порог, оставлять в пустом доме. Тем более опасно покидать ребенка одного на улице, иначе его могут подменить духи Нижнего мира, подсунув в люльку своего детеныша.

Если случится смерть ребенка, его колыбель оставляют в лесу под кедром - деревом мертвых. Ему предстоит долгий путь в страну мертвых Хаманёл. Устав в дороге, он ляжет в люльку и отдохнет, наберется сил. Если ребенок благополучно взрослеет и выходит из колыбели, ее считают счастливой и хранят для следующего новорожденного. Если счастливая люлька обветшает, ее уносят в лес и подвешивают на березу - дерево жизни.

Современные колыбельки и коляски лишены магических свойств, они служат прежде всего удобству и красоте. Но тем не менее забывать свою историю не стоит, крепко держи малыша и дари ему сладкие сны.



Рекомендуем посмотреть: