Главная » Библиотека » Архив раздела "Библиотека" » Физическая культура для малыша |
Интересные статьи
- Детская мебель Гандылян
- Календарь беременности
- Суперлегкие коляски-трости
- Как выбрать репетитора для своего ребенка
- Чего не надо делать, если ребенок заболел
- Майонез от средних веков до наших дней
- Прогулочные коляски модельного ряда Classica Inglesina
- Эпиляция без боли - это реально!
- Как выбрать детское автокресло
- О детском плавании
- Какую детскую коляску приобрести для младенца?
- Что нужно знать при выборе прогулочной коляски?
- Проблемы возникающие на поздних сроках беременности
- Советы по покупке прогулочной коляски
- Важность детского автокресла
Популярные товары
- Мотоцикл эл., красный, свет, mp3, аккум 6V/4.5AH,12W
- Распашонка Lucky Child 1-8Д, размер 50-56 см
- Пластилин Смурфики 12 цветов, 240 гр.
- Развивающая игрушка 'Гусеница'
- Пакеты одноразовые Medela п/эт. неокрашенные для грудного молока 20шт
- Barbie. Покрывало + наволочка "Butterfly"
- Мягкая игрушка 'Коровка'
- Фонарик налобный LEGO STAR WARS Дарт Вейдер
- Книжка Водные рисунки Формы
- 22805 Набор красок для лица "Карнавал", 6 цв+кисточка
- Jibbitz Stegosaurus
- Впитывающие пеленки Пелигрин CLASSIC 60х60, 30 шт большая упаковка
- Набор "Ледниковый период-4", 2 фигурки, 5 см, в ассортименте
- KN-010 Видеоняня JMK WS-2407BM
- Развив.игр. Божья коровка-растяжка
Опрос
Реклама
Физическая культура для малыша
Физическая культура – это культура тела в самом широком смысле, включающая множество аспектов. И новорожденный, и грудной младенец нуждаются в ней не меньше, чем взрослый.
В целом физическая культура призвана выполнять следующие основные функции: во-первых, на ином качественном уровне заменить те нагрузки, которые человек перестал получать с развитием цивилизации; во-вторых, из-за качественных отличий от физической работы по добыванию пищи и обеспечению элементарных жизненных нужд она становится одним из средств всестороннего, гармоничного развития благодаря тесной связи физического и психического развития.
Мы уже отмечали ранее, что в преобразовании предка человека в современного Homo sapiens должен был участвовать весь комплекс факторов, вызывающих различные адаптивные напряжения. Учитывая роль физической активности в развитии психики, этот фактор, судя по всему, имел огромное значение. Не трудно представить, какие физические нагрузки должен был испытывать детеныш первобытного человека, и эти нагрузки являлись одним из условий эволюции.
В современной жизни такие нагрузки, конечно, не нужны. Но закон, тем не менее, остается в силе: движение продолжает быть условием развития.
Если для ребенка грудного сегодня еще предлагаются кое-какие упражнения (правда, подходящие более больному и немощному старику), то физическая культура новорожденного – бесконечное лежание в пеленках. Самое печальное следствие этого – нереализация заложенных природой возможностей развития – как физического, так и психического.
С самых же первых дней жизни для малыша необходимы движения, упражнения. И очень важно осознавать главную цель предлагаемых ребенку занятий – дать возможность раскрыться заложенным в нем потенциям, дать возможность природе реализовывать свои эволюционные программы.
Естественно, что с помощью физической культуры решаются и некоторые частные проблемы: лечение заболеваний, коррекция опорно-двигательного аппарата, коррекция психических состояний и т.д.
Ниже мы выделяем три главные составные части физической культуры младенца:
1. Динамическая гимнастика. Это система динамических упражнений, легко осваиваемая родителями и ребенком, являющаяся наиболее доступной и универсальной формой физической тренировки, дающая разнообразные положительные эффекты для тела и психики.
2. Водные тренировки, или акватренинг. Вода предоставляет большие возможности сама по себе как биологически активная среда и как особая среда для тренировок, позволяющая делать с ребенком в том числе и активные дыхательные упражнения.
3. “Бэби-йога”. Это специальная гимнастика, напоминающая йогические асаны, исполняемая с ребенком, как правило, один или, по необходимости, несколько раз после рождения. Эту гимнастику должен выполнять опытный специалист.
Следует подчеркнуть и тот факт, что любая форма занятий с ребенком является не только физическим, но и психоэмоциональным взаимодействием с ним. Даже если вы просто касаетесь ребенка рукой, то для него это целое послание, еще один штрих в формирующейся картине мира.
С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с окружающими и испытывает потребность в этом общении. По сути, наше общение с ребенком происходит постоянно, что бы мы с ним не делали.
Кормится ли он из груди, укачивается на наших руках, или когда мы его купаем, делаем массаж или гимнастику – помимо чисто практических действий мы ведем с ребенком своеобразный диалог посредством самых различных сигналов. Даже когда он спит, диалог не угасает полностью. И от понимания этого зависит, насколько осознанно с нашей стороны происходит это общение.
Занятия с ребенком физической культурой – тоже своеобразная форма общения с ним, и соотношение значимости этого аспекта с аспектом физической тренировки примерно такое же, как у проблемы воспитания в целом с проблемой физического развития. Это своеобразный язык, разговаривая на котором, мы с самых первых дней можем обсуждать с малышом множество проблем, сообщая ему сведения, актуальные именно в его возрасте и состоянии.
Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью сигналов, для взрослого человека непривычных. Здесь зрение и слух поставляют ребенку информации гораздо меньше, чем его осязание, вестибулярный аппарат, терморецепторы.
Большую роль играют кинестетические ощущения, т.е. ощущения положения тела в пространстве, напряжения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать как “внутрителесные ощущения”. Овладев определенными навыками, взрослый может загружать эти информационные каналы столь же тонко и дифференцированно, сколь это ему удается при общении со взрослым партнером посредством зрения и слуха.
Обратная же связь, то есть получение сигналов от ребенка взрослым, происходит как в привычной форме – через органы чувств, так и путем непосредственного ощущения состояния малыша в результате бондинга. Занятия с малышом физическими упражнениями помогают родителям непосредственно ощущать его состояния, способствуют образованию бондинга.
На языке движения можно помочь ребенку уже в самом раннем возрасте получить конкретные представления о столь фундаментальных вещах, как строение его тела, знание о том, как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.
Малыш знакомится с такими характеристиками окружающего мира, как пространство и время, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, скорость, вращение, амплитуда, положение и взаиморасположение и т.д.
Очень много сведений получает ребенок и о родителях – как они к нему относятся, насколько его чувствуют, что ему хотят предложить, насколько в него верят и насколько способны его понять.
Конечно же, речь не идет о рациональном осмыслении ребенком всех перечисленных аспектов, но, сталкиваясь с ними как с действующими факторами, он воспринимает и запечатлевает их непосредственно, они органически входят в ту картину мира, которая формируется в его сознании.
Многогранность этой картины, представление о собственных возможностях способствуют расширению представления ребенка о норме. Это повышает его адаптивные возможности, физическую и психическую устойчивость, расширяет его диапазон приемлемости, повышает интерес к собственному существованию, к окружающему миру, способствует процессу самоосознания, формирует уверенность в собственных силах.
Общее и всестороннее укрепление организма “подтягивает” за собой развитие его иммунной системы. Дети реже болеют, увереннее переносят болезненные состояния.
Методами физической культуры родители могут целенаправленно задавать ребенку различные по характеру и степени эмоциональные состояния. Такая эмоциональная загрузка при правильном ведении обеспечивает развитие у ребенка здоровой, устойчивой психики. У детей формируется жизнерадостный, уравновешенный характер, такие качества как коммуникабельность, спокойствие, уверенность в себе, любознательность, доброжелательность и открытость.
Такие возможности, предоставляемые, казалось бы, чисто физическими упражнениями, – вовсе не преувеличение. Ведь у новорожденных и грудных детей физическое и психическое настолько тесно связано, что язык прикосновений, язык движений тела является для них наиболее информативным. Нужно всегда помнить, что выполняя с малышом то или иное упражнение, мы воздействуем на его психику не меньше, чем на мускулы и суставы.
Физическая культура для новорожденных и грудных детей – это не некая жесткая программа, которую родители должны реализовать с максимальной точностью, и выполнив все пункты которой, они вправе рассчитывать на какие-то заранее обещанные результаты. Это инструмент, который дается в руки родителям, делающий их работу с ребенком более эффективной, средство, позволяющее воздействовать на ребенка более результативно.
Физическая культура позволяет родителям достичь тех целей, которые они сами определяют в отношении своих детей, однако результат сильно зависит от реальности цели, ее соответствия возможностям ребенка и умения родителей. Так, например, при нечутком отношении к малышу, когда высокие “спортивные” результаты важнее положительного отношения ребенка к занятиям, безусловно могут быть всевозможные негативные эффекты – стресс, переутомление, травмы.
Применение методов физической кульгуры к новорожденным и грудным детям требует от родителей внимательного, ответственного подхода к занятиям, понимания того, что при всей эффективности и универсальности различных форм упражнений, конечный результат зависит только от них самих.
Многолетний опыт подтверждает эффективность нижеприведенных методов, реальность достижения высоких результатов в развитии и оздоровлении малышей. Однако глубокие индивидуальные различия в физическом и психическом состоянии младенцев, разные возможности родителей, различия в глубине контакта с ребенком, разный уровень знаний о детском организме, в конце концов, разные задачи, которые могут ставить перед собой и детьми родители, не позволяют делать какие-либо широкие обобщения, на основе которых можно давать объективные рекомендации по нормам, срокам проведения и продолжительности занятий, режиму нагрузок, устанавливать сроки достижения конкретных результатов.
В то же время методика занятий такова, что постепенно овладевая ею, даже малоопытные родители могут научиться чувствовать и понимать своего малыша, правильно расставлять акценты в занятиях, усложнять упражнения и повышать нагрузки в строгом соответствии с ростом своего умения и развитием ребенка, не подвергая его ни малейшей опасности.
Как динамическая гимнастика, так и водные тренировки представлены ниже в виде определенных этапов. И переходить к следующему этапу нужно только тогда, когда освоен предыдущий. Все новые упражнения и движения готовятся как бы заранее, “внутри” предшествующих занятий, каждый новый этап “вызревает” в освоенном.
В конечном итоге, отталкиваясь от своих собственных навыков, от физического и психического состояния малыша, его индивидуальных особенностей, и в соответствии с поставленными целями, используя эти этапы как практический рабочий материал, каждые родители со своим малышом строят собственную уникальную систему занятий, наиболее подходящую именно для них.
Рекомендуем посмотреть:
- Обувь для малыша
- Учим детей математике
- Порядок в жизни малышей
- Чтобы малыш не ленился
- Нужно ли общаться с малышом до его рождения?
- Пилатес для детей
- Магазин, который всегда с тобой
- Детские игрушки
- Как определить таланты Вашего малыша?
- Выбор роддома: как выиграть в лотерею?
- Общение с ребенком до его рождения
- Как наладить общение малыша со сверстниками?. Часть I
- Йога для беременных: общие положения
- Боли в спине у беременных – как избежать
- 9 мифов о близнецах